В редакцию сервера ОБЛИЧЕНИЕ
поступило письмо Ильи Григорьева. Письмо является ответом на экуменическое
письмо одной верующей РПАЦ. Очевидно, что эта женщина искренно заблуждается
(скорее всего, под воздействием пропаганды РПЦ (МП)). Но ее письмо разместили в
Суздальских Епархиальных Ведомостях. Подобный инцидент говорит о том, что внутри
РПАЦ действует группа людей, преследующих свои цели, связанные с
позиционированием РПАЦ как Церковь, исповедующую экуменизм. Письмо Ильи
Григорьева, является ответом читателя на позицию этой группы.
В редакцию Суздальских
Епархиальных Ведомостей,
по поводу письма,
размещенного в №13 на стр. 32
Господа хорошие!
Что же это Вы делаете?
Мог ли я еще года три назад, перед воцарением Путина, представить, что Суздальские Епархиальные Ведомости будут проповедовать экуменизм? Вы, конечно, можете возразить, что «совпадение точек зрения авторов и редакции на затрагиваемые в публикациях вопросы не обязательно», и это всего лишь письмо читательницы.
Но у Вас также сказано
«редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присылаемые
читателями материалы и устанавливать порядок и очередность публикаций». Вы же
избираете одно письмо из безвестного числа писем, пришедших за полгода. Или
почему из десятков или сотен писем, Вы избираете единственное, с которым Ваша
точка зрения не совпадает, безо всяких даже редакционных комментариев и точек
зрения? Так утверждать «ответственность автора» и «необязательность совпадения
точек зрения» с Вашей стороны есть лукавство.
«Имеет право»? То право
имеют светские издания. А у Вас издание – церковное, накладывающее еще и
специфические обязанности. Суть этих обязанностей долго объяснять, но если Вы
покопаетесь где-то глубоко в остатках Вашей христианской совести, Вы их
обнаружите.
Прежде всего, Вашей
христианской обязанностью было послать матушке Татьяне увещевательное и
вразумительное письмо, вместо того, чтобы позорить ее, как Вы это сделали,
открывая перед людьми ее глубокое невежество и недомыслие. Да и посоветовать
поменьше смотреть телевизор.
Однако, поскольку Вы так не
поступили, приходится мне дать бедной несчастной женщине, да и Вам –
несмысленным пастырям соответствующее разъяснение.
Сие разъяснение прошу
переслать Т. Т., поскольку Вы не дали адреса, а также опубликовать в ближайшем
номере, чтобы как-то исправить допущенное Вами. Поскольку неизвестно, когда
ждать следующего номера, я жду положительного по существу дела ответа по
электронной или обычной почте, в течение 18 дней со дня отправки. Ответы обо
мне, а не по существу дела, не считаю ответами.
Дело публикации данного
разъяснения есть дело вашей христианской совести, и к «правам редакции»
никакого отношения не имеет. Поэтому, в случае если Вы будете упорно являть
отсутствие таковой (совести), то я обязан перед Богом опубликовать все сие
письмо полностью где угодно. Высылаю также обычной почтой экземпляр письма и
отдельно экземпляр разъяснения для пересылки.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Разъяснение:
«Уважаемая матушка Т.!
Болезную о Вашем непонимании, выраженном в письме в редакцию «Суздальских Епархиальных Ведомостях». Вот Вы пишете: «Да, Бог един. В этом нет сомнений. Но по воле Своей и разумению Он разделил людей, дав каждому то, что Он в состоянии постичь, понять и принять: кому-то графит, кому-то алмаз, а нам достался бриллиант». Так Церковь Православная не исповедует. Мы веруем, что Христос пришел, воплотился, пострадал и принес Благовестие для всех людей, которые по правде принимают Его, и сочетаются Ему, как и говорим при крещении (Мф. 28:19, Римл. 1:5, 14:25, Гал 3:8, Пс. 56:6-12). Учение, будто «Бог разделил людей» есть клевета на Бога. Христос –Богочеловек пришел соединить всех в Себе, а не разделять и не устраивал разных религий. «Меч», который Он принес миру – на отсечение злого от благого в каждом человеке, сей меч – крест, или Он сам. Разные религии – одни родились из сообществ, отпавших от Христовой истины, иные – из древних кривотолков о Боге, против которых давалось откровение от Бога еще через Моисея, Христос же принес Благовестие и спасение Свое и Самого Себя «всем языкам», как и сказано.
Такого спасения не приносили никакие древние пророки, ибо Он есть Бог вочеловечившийся, с человеками поживший, пострадавший по человеческому естеству и воскресший – и все – воскресения нашего ради, во спасение в Царствии Небесном, а вовсе не какой-нибудь «пророк» или «учитель нравственности».
Потому говорить, что православная вера – бриллиант, а неправославная – алмаз, или прочие полезные штуки, или же уподоблять Православную веру золоту, а иные – серебру, меди, железу – это значит губить брата для спасения которого пришел Христос, вместо того, чтобы истинно проповедовать ему Христа. То, что иные «не в состоянии постичь», есть ложь. Не так это трудно, при желании, ибо Христос, придя к человекам, спасать всех, кто восхочет Его принять, соделал все, чтобы быть понятным для всякого желающего понимать, и оставил Апостолов для изъяснений, и всякий дар учительства – христианам, впоследствии почитаемым как святые отцы, и всякие изъяснительные и полезные церковные вещи и действа, и Соборы, и молитвы, в которых смысл открывается, все для того, чтобы было всякому понятно. Стучитесь, говорит, и откроется вам (Мф. 7:7-8, Лк. 11: 9-13). Постигли же «простые рыбари».
Кто ищет, кто найдя – старается, тот и обретает понимание. Не мала сложность, но и не велика. Это много трудней, чем разобрать- собрать автомат Калашникова, но куда проще, чем разобрать – собрать трактор «Беларусь». И то делают, а Христа не разумеют. Так что дело не в «состоянии понять», а в «желании принять» – бывает недостаток такого желания. А с другой стороны, бывает недостаток у самих православных, которые вместо того, чтобы просветить брата, начинают хвалить их ложные верования, дескать, алмаз и прочее. И те так и остаются в неведении по вине православных, грешащих неисповеданием собственной веры перед людьми, что в древности считалось одной из форм отступничества, а ныне и является внутренней сутью ереси экуменизма.
Един Бог? Что значит сие? Слово «Единаго» в Символе Веры – славянское, переводится на русский как «одного». Это значит, что веруем в одного Бога, такого, о котором и сказано в Символе веры, а не некоего «единого для разных религий».
Учение же, что «все религии по-разному говорят об одном и том же Боге», есть экуменическое, давно провозглашенное теми самыми экуменическими конгрессами, против которых Вы сами выступаете, но его невозможно встретить ни у Апостолов, ни у святых, ни в Соборных постановлениях Православной Церкви, ни в Церковных правилах.
Так сказать можно, только разумея, что Православие говорит о Боге истинно, а остальные религии – ложно о том же Боге. Но ложно веровать о том же Боге равнозначно тому, что и веровать «иному богу», то есть измышлять такого «бога» какого не бывает. Ибо Бог один и известен, и дал нам, православным, все сведения о Себе в пределах доступного пониманию человека. И ложь не вправе мы называть алмазами, перед теми, кто накормлены и упоены ложью, а должны называть ложь – ложью, а истину – истиной, дабы не делаться губителями этих людей, и не отрекаться от Христа внутри себя. И кто скажет, «Православие – русским, ислам – татарам» и прочее подобное, если не от великого невежества такое говорит, а сознательно, будучи сведущ в Православной вере, тот есть враг Христову делу, обманщик, христопродавец.
Каково будет на Страшном Суде иноверцам? Как они ответят о нас, могших вразумить и не вразумивших?
Ибо не спасаются Христом не принявшие Христа, разве кто из неверующих и язычников, «законом совести своей», как говорит Апостол Павел (Римл. 2:6-16). Что это за закон совести? Это образ Божий, пребывающий во внутренней глубине каждого человека, тихо свидетельствующий о Боге, и о том, как право по Нему поступать, всякому, желающему об этом слышать. Это он вызывает укоры совести. Это он заставляет неверующих искать истину, и не всегда сразу находя, двигаться дальше, из конфессии в конфессию, независимо от рода и традиции, покуда не находят.
Это его пытаются обмануть, и от него отмазаться лживыми учениями, рождающимися прежде всего ради попыток ложно оправдаться во грехах. Это его затаптывают коснением в услаждении плотских страстей, братоненавистничеством, клеветничеством.
Многие ли спасены от внимания образу Божию внутри себя? Нет, не многие. Из всех тысяч людей, бывших до потопа, знаем уверенно об одном Енохе. Знаем также, что Бог упас от потопа Ноя с семейством. Что касается Адама, и прочих, которые были изведены из ада Воскресшим Христом, то те – не одним «законом совести», а прощением Божиим, в силу обетований Божиих бывших в разные времена, на которые уповали, которым следовали. Пришедший же Христос, исполнил все древние обетования данные и допотопным и Ною и Аврааму и Моисею. Теперь нет на Суде Божием извинения отвергающим Христа, а есть извинения лишь тем, до кого Христова проповедь не дошла, или это было в тех местах давно, и утратилось за время. Те же, кто воистину живут законом совести своей так, как древле Енох, не отвергают, а радостно приемлют Православное Христово благовестие, коли оно дошло до них, и не соглашаются с повествованиями еретическими разных религий, кои своими нескладными богохульствами терзают совесть тех, у кого если она действительно природно чиста.
Много бедственнее положение тех, кто в своих религиях имеет покривленные сведения о Едином Боге, или о Христе. Те, удовлетворяясь имеющимся, затыкают свою совесть отсылкой на «традиционную веру предков», на «всех вокруг», на то, что Бога (Аллаха) знают, и Ису (Иисуса) знают и Святую Троицу (католики, протестанты) знают, и слышать не хотят, что они все это покривленно знают. Если же кто и захочет, послушав тайный внутренний голос совести, тех Вы отвращаете хвалением их верований, традиций, праздников, так что они уже не хотят вашего «Журавля в небе», полагая себе иметь то, что по-вашему «синица в руках».
И могут, любезно выслушав Вас сказать: «зачем нам это, если наша вера – тоже правильная». Редкостное спасение совестливых, пребывающих в разных религиях, происходит не благодаря, а вопреки принятым у них верованиям. Так, в среде католиков, у которых некогда даже запрещали простецам читать Евангелие, дабы лжеверие не стало общеочевидным, возникло движение против индульгенций, как происходящих от неправого представления о Спасении Христовом, и ложного представления о смысле Христовой Жертвы. Эти люди не брали индульгенций, или брали и жгли их, и втайне читали Библию и Евангелие. Совесть подсказывала им, что учение папское во многом неправое, и они, подвергаясь смертельному риску, все же пытались вникнуть в Истину Христову, тогда уже упраздненную официальным римско-католическим учением.
За это их жгли на кострах.
Мы не почитаем их святыми, поскольку они делали лишь первые попытки движения от лжи в сторону к истинной вере, и не знаем всей их жизни, и не много чему можем от них поучиться, но надеемся, что большинство таковых спасены Христом ради стремления их, за которое они платили мучительной смертью, которая была не напрасной, ибо Господь «и намерения целует».
Те же, кто казнили их, ловили их, и вся бывшая тогда католическая церковная иерархия, со всей их «верой» и «традицией», и большинство простецов-соглашателей, шли в бездну, ибо им был исторически предоставлен от Бога выбор, и они его сделали. Ровно так же бывает иногда и в других религиях. Подобно тому, и в Московской Патриархии некоторые, не отходя от Сергия и прочих, не следовали им практически, и их уничтожали, так же как и немного прежде – отшедших от Сергия. Мы их не признаем святыми мучениками, как не принадлежавших при кончине к истинной Церкви, но надеемся, что большинство таковых – спасены, их же губители, предатели, оправдатели гонений, сознательные извратители веры, нераскаянно в том умершие – пища ада.
Итак, если Вы хвалите, хоть и вмале, верования иноверцев, то Вы сочетаетесь с теми, кто ведет в бездну, и сами себя отчуждаете от Православной Церкви, и от Христа.
Многие православные святые утверждали, «Все боги языков – бесы». Это касалось и «единобожников», каковыми тогда были многие язычники – персы, митраисты, поклонники культа гения (беса) Римского императора (который назывался «понтифик максимус», и который католики впоследствии приписали Папе) и другие.
Религии же родившиеся от извращения истины Христовой, по сути своей опаснее природного древнего язычества, или примитивных суеверств недавних атеистов, вроде астрологии или гаданий. Хотя бы они и назывались христианскими, или единобожными (монотеистическими), путь из них к действительному принятию Христа увязает в демагогических обоснованиях, накопленных за многие столетия отпадения.
Вы пишите: «Я глубоко уважаю веру и обычаи других народов, и в жизни для меня есть только две нации – хорошие и плохие люди. А ценность хорошего человека тем выше, чем выше его духовность. Я от души поздравляю своих друзей мусульман с их духовными праздниками, от них же принимаю поздравления. Мы гостим друг у друга, помогаем друг другу». Помогать друг другу в трудную минуту должно, независимо от верований человека. Ибо, если наши друзья остаются иноверцами, это скорее наша вина, чем их. Но и ко врагам следует являть милость, только так мы можем принести им Христа. Православные каноны запрещают даже есть за одним столом с еретиками. Это не касается Ваших друзей, так как эти правила – о тех, которые были православными, и отпали в иную веру, или изобрели ересь, или будучи осведомлены о православной вере, имея выбор, избрали иное учение (греческое слово «ересь» означает выбор).Тем не менее, помочь даже еретику в трудную опасную минуту - достойно. А Ваши друзья неповинны в совершенном когда-то кем-то отпадении от истины, из которого и произросла религия их отцов и дедов. Что по-христиански не можете делать, так это поздравлять их с их духовными праздниками, ибо вся хорошесть хороших людей – от образа Божия в них, рождающего совесть, а не от ложной духовности ложной религии. Христос же пришел не к хорошим, а к плохим, не к праведникам, говорит, а к грешникам. Да и с какими праздниками Вы их поздравляете? С тем, когда секут друг друга ножами? Или с тем, когда едят барана? Если Вы с ними едите этого барана, то это все равно, как бы Вы ели иудейскую мацу, или кришнаитский прасад.
Такое дело строго запрещено еще Апостолами, и дальнейшими церковными правилами.
Итак, богохульного и еретического их барана не ешьте, а они пусть едят, это их немощь, да не судим, покуда не обратили их Христу (Римл. 14). А в бытовой жизни – всячески милосердствуйте, как и Христос завещал милосердствовать и сострадать ко всякому человеку, и уже тем более – к обделенным истинным благовестием, дабы и вера Православная и через то была в почтении у иноверцев, и хотя бы оттого они иногда ею интересовались. И ко плохим милосердствуйте, ибо как иначе полагаете следовать Христу?
И как Вы будете благовествовать своим друзьям, если уже поздравляли их с мусульманскими праздниками? Отчего будут слушать Вас? Да если скажете внутри себя «немощна благовествовать», - за немощь не осудит Бог, но вот придет другой православный и скажет им, что Иисус- Бог, а не пророк, а Магомет – ложный пророк, как это знают православные, и они прогонят его, ибо знают Вас, как православных, и за все время не слышали от Вас такого. Или убьют за «хулу на пророка», ибо есть в их верованиях такая «традиция».
До Святой Троицы даже и дело не дойдет, а Троицу толкуют ложно и католики и протестанты, и монофизиты, и другие, которые по невежеству называют себя христианами.
А что Вы будете делать, если кто из Ваших мусульманских друзей захочет креститься? Отговаривать, будто не для их народа пришел Христос – ложь против Евангелия, ложь против Христа.
А ведь у мусульман издавна было принято убивать тех, кто отверг ислам и крестился, и Церковь чтит таковых как святых мучеников. Отчасти, в советское время с этим было затруднительно, но ведь теперь всюду «духовное возрождение». Теперь таковых если и не убивают, то родственники лишают наследства, участия в семье, не пускают на порог, обдают всеобщим презрением. Итак, каково будет отношение к Вам Ваших мусульманских друзей, если кто-то из них крестится у Вас и тем более, если Вы будете укрывать такого от гнева родственников и «возрождающейся народной духовной традиции»? Или Вы отвергните и предадите такого богохульно утверждая, будто Господь ему предопределил «алмаз ислама»?
Знайте же, что в таком случае Вы предадите Христа. Итак, если Вы немощны обратить ко Христу Ваших друзей, то не мешайте хотя бы делать это другим.
Вот Вы говорите: «Неужели нельзя было объявить всемирный день молитвы, и каждый верующий человек молился бы так, как Господь ему предопределил, а не устраивать этого надругательства над религиозными чувствами людей»
Уже не буду повторятся, что Господь не предопределял никому лжеверия, и соответственного оному ложного моления. Но непонятно, чем Ваше предложение отличается от того экуменического моления, которое Вы назвали «надругательством над религиозными чувствами»? Только тем, что это происходит в одном помещении? Но если Вы считаете, что Бог , о котором говорят представленные там религии – один и тот же истинный Бог, то и проложенная Вами «всеобщая молитва о мире» - так же в одном помещении, только несколько большем. И традиции всех народов соблюдаются на экуменических конференциях: приедет какое племя Мумбу-Юмбу, так в одних набедренных повязках, с бубнами и тамтамами.
Что же по-вашему, лучше не видеть друг друга, чтобы видимое различие не мешало провозглашать мнимое единство? Но это – лицемерное закрытие глазок. В то же время, Ваше предложение – надругательство не над «чувствами верующих», а над самой Православной Верой, над Истиной Христовой.
Что значит – «объявить всемирный день молитвы»? Мы молимся независимо от «всемирных дней». Мы не можем молиться специально ради «всемирного дня», а молимся так как всегда. Наша молитва никогда не может быть единой с молениями иноверных, независимо от расстояния до них. Не только потому, что их моления не Богу, а самомнению и полосканию воздуха (хотя и это Бог слышит, и имея попечение о всех людях иногда отвечает), но и потому, что о разном мы молимся.
Вы говорите: «Мы молимся об одном и том же: о мире, о детях, о здравии, о благополучии, но они в мечети, а я в храме», так, как будто и не ведаете православных молитв.
О чем же молятся православные? Возьмем простейшее известное всем «Отче наш», ибо так сам Христос учил молитве. Чего просят православные у Бога? «Да приидет Царствие Твое». «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (то есть будет воля Божия, как она есть в «Небесах превыше небес», так и на земле, ибо имеем свою волю и свободу, но не умеем благо по Богу этим распорядиться. Сознательно предаем себя в Твою волю). «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Хлеб нам необходимый дай нам на сегодня) О еде ли это? Так, для тех, у кого «все мысли только о еде». О чем же здесь? Об этом можно написать многие книги. Сам Христос сказал о себе «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Так, в таинстве Евхаристии, вкушая хлеб, который Христос, приобщаемся Самому Христу. Так, подается нам от Бога каждый день все необходимое – не для «благополучия», а для того, чтобы мы пытались являть и жизнь по Христу, и тем самым подвигались к тому, чтобы быть годными для Царствия Небесного, чтобы оно не обожгло нас, и мы не бежали бы во «тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12, 22:13, 25:30). И это необходимое не то бывает, что мы считаем полезным и приятным, и что радует наши чувства, но и неприятности в которых именно нам дается являть себя христиански, и всякое «попрание чувств», которые должно претерпевать, милуя попирающих.
А кто не стремится являть жизни по Христу, тот в суд себе принимает причастие. Вот к чему было сказано, «кто не утруждается, тот да не ест».
Вот о каком Хлебе речь, ибо это – первее насущное для христиан, чем еда, но как живем здесь, и нуждаемся в еде, то и о ней тут также сказано, но как о малейшей частности.
«И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». О деньгах ли тут? Нет, но о грехах. Если Бог прощает нам безмездно то, что против Него, ужели не простим людям того, что против нас? И если не простим, не больше Бога ли себя ставим? Ибо Он – прощает. Как возможно нам в свою малую меру соучаствовать Божьему Делу, так это – прощать. А не прощаем сами, то почему ждем прощения от Бога? Ибо безгрешных нет, исследуйте себя внимательно и убедитесь.
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Лукавый не властен ничего сделать с нами, если мы тому сами не потворствуем. Не Бог вводит нас во искушение, но лукавый нам нашептывает, а мы соглашаемся с ним по страстям нашим, и тогда лукавый может обладать нами. Но как немощны, не в силах бываем обладать собственной душой, собственным умом и сердцем, молим Господа, дабы избавил от действия лукавого и не по грехам нашим, а, например, так, как о праведном Иове. Но мы, не надеясь иметь в себе праведности Иова, страшимся тяжести искуса, и не уверены в том, что можем такой искус понести, и смиренно просим «не введи нас во искушение».
Как еще молятся православные? Смотрите в вечернем правиле краткие просительные 24 молитвы свт. Иоанна Златоуста, дневи и нощи, на каждый час по молитве. Где тут «о мире, здравии, детях, благополучии»? там же смотрите молитвы: Ко Отцу, ко Иисусу Христу, ко Пресвятому Духу.
Что в этих молитвах? Прежде – хвала. Хвала же есть правдивое слово о Боге, какое и находите в тех молитвах и не находите в молениях иноверцев, даже если найдете сходные словесы, другой смысл и толкование влагают в них. Затем идут прошения, не абы какие, но живописующие Его промышление о нашем спасении, и словесы покаянные, с прошением «помилуй», «помоги», «спаси». Эти самые распространенные православные прошения стоят не абы как, а соотнесены к словам покаянным о грехах наших и смиренным словам о немощах. И уже после в некоторых молитвах есть более частные прошения: о добром сне (и, дабы не уснуть в смерть), о пробуждении (дабы трезвенным умом восстати на славословие), о военных победах православным царям (когда таковые цари были), и прочее подобное.
В одном из старых молитвословов есть и такое прошение «Агарянское (мусульманское) царство скоро разрушити», бывшее во время русско-турецкой войны.
Есть молитвы о здравии болящих, о путешествующих, о пребывающих во узах, но они не просто прошения, а прежде - признание правоты Божией, которой попускаются нам во вразумление и духовное исцеления всякие жизненные невзгоды и обстоятельства, а затем уж прошение, и в конце « но не моя, а Твоя Святая Воля да будет, Господи».
Да что там: можно просить и о корове, если без молока умрут дети, но все это: и здоровье и корова, и отсутствие войны – утверждается лишь как удобное пособление к нашему подвижению в сторону Царствия Небесного, что и отражено в православных молитвах. Иначе говоря, если мир, благополучие, здоровье не сподобляют православных хвалить Бога за все, но они расслабляются и погрязают в пороках, то попускаются им всякая скорбь телесная и беды, и война.
Также молимся «о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех». При этом Церквами именовали ранее только поместные Православные Церкви, а не иноверия, ныне же – разные истинно-православные группы, в том числе и не имеющие общения между собой по частным причинам, а не из-за принципиальной и трудноустранимой разницы в самой вере
Под «соединением всех» разумели возможность единения всех в приятии Христа, то есть в единственно истинной Православной вере, а не какое-либо «единение религий», в том числе и в предлагаемой Вами форме «традиционалистического экуменизма», где истинное принятие Христа оказывается не обязательно необходимым для «единства в Боге». «Мир всего мира»» - испрашивается в молитве только для истинного единения людей о Христе, и для благостояния истинных Церквей.
Если нет, то помните сказанное: «Будут войны и землетрясения по местам, не пугайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (ср. Мр. 13:7-8). Ужели истинно-православные, которых теперь «весь цивилизованный мир» винит в «разжигании войны» и «терроризме» – только за то, что согласно своей вере смеют заикаться о единственности Истины, виновны еще и в землетрясениях?
Могут сказать и такое. Как-то раз к нашему храму пришли два смурных бородатых мужика и начали винить нас в «гибели «Курска» (атомной лодки) дескать, «мы не молимся вместе с патриархом». Что нам было отвечать? Меньше парадных спектаклей о «возрождаемой духовности», меньше будет крушений (тогда как раз шел Юбилейный лжесобор патриархии).
Более всего потрясает список того, о чем Вы полагаете возможность иметь общую с иноверцами молитву. Мир – здравие – благополучие – дети, как в прошлом писали открытки на 8 марта, 1 мая и 7 ноября. Все только о земном, как будто Бог – только для улучшения земных устроений. Об этом пожалуй можно «молиться» и вместе с атеистами, которые теперь считают Бога «важным элементом общечеловеческого сознания». О детях, потому, видимо, что атеисты и некоторые язычники в них представляли единственное продолжение «вечной жизни».
Только противна Богу такая молитва она – от уст «гордых и богохульных» (Откр. 13:5). Ни слова в ней нет о Царствии Небесном, обетованном Богом, для прилучения нас которому Христос воплотился, пожил «с человеки», пострадал и воскрес, и с Ним пострадали и воскресли для Царствия все мученики и исповедники истинной Веры, понесли труды все преподобные и праведные Отцы.
На этой земле нам ничего не обетовано Богом кроме скорбей, трудов, претерпеваний, раскаяний. Имеете это – радуйтесь, ибо тогда, похоже, Вы на верном пути.
Перечтите блаженства Евангельские, там сказано об этом. Верите ли Божию откровению? Кроткие же, которые «наследуют землю» не эту землю наследуют, ибо сказано, что она будет предана огню переустройства вещества (стихии разожгутся и растают), но ту, которую обещал Бог «сотворить вновь» (ср. Откр. 21:5).
И если мы иногда просим Бога и об указанных Вами земных делах – попутно обычному нашему молению, то только как о неглавном, но временном и служебном, необходимом нам на пути к обетованному Царствию. Потому смысл и этих прошений у нас различен с тем, о чем просят иноверцы.
Или вот еще подобная «народная мудрость»: «посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Сия мудрость – земная, мудрецов плоти, которых посрамил Христос (не соделав ничего из сказанного). Но это единственное, в чем мы можем отчасти и по-своему согласиться с иноверцами, ибо она – от общего устроения плоти, и не меняется от отношения к Богу. Но тогда это и не имеет отношения к молитве. А если благодарим Бога за успехи и в этих делах, то уже весьма по-разному, и с разным смыслом. Один же смысл не дополняет другого, ибо один – верен, другой – противен.
Что же еще задело Ваши чувства в экуменических телешоу? «О каком мире можно молиться с представителями веры, чьи полчища 300 лет попирали Русскую Землю»?
Это незнание истории. В Орде был экуменизм. В том смысле, что там не преследовались любые религии, всякий веровал так, как его род или как хотел, но должен был беспрекословно подчиняться власти. Там были и христиане, и когда их хотели убить по политическим соображениям, то заставляли поклонится идолам. Не поклонявшегося могли убить, а поклонившийся считался обесчещенным.
Но главное – не в этом. Мы, православные христиане, считаем месть и памятование о зле – грехом. Мы прощаем, как и Господь прощать нам велел, там более – потомков. Но мы не молимся с иноверцами независимо от того, кто, когда, где и с кем воевал и чью землю топтал, а только ради самой сути веры и молитвы.
Православные вели войны вынужденно, и, по возможности, милостиво, даже по отношению к лютым врагам (не говоря уже о мирном населении). Нынешняя постсоветская рать своей тактикой отличается от православного воинства принципиально. И потому – нравственно проигрывает, даже если и формально побеждает. Но что-то не видно никаких побед. Бог не дает.
Почему Вы чувствуете себя вынужденными оправдываться, что «не призываете к новым межнациональным конфликтам»? А кто призывает? Православные? Нет! Когда это православные вели «крестовые походы» за обращение побежденных в свою веру? Не было такого, это дела римо-католиков, от их еретического мышления, и некоторых других религий. Когда это православные вели войну ради захвата территорий? Православные государства всегда более оборонялись, нанося иногда превентивные наступательные удары, или входили на территории противника, чтобы не дать ему возможности еще воевать, или освободить угнетаемых иноверцами православных. Православная армия, преследуя Наполеона дошла до Парижа, но Россия не взяла территорий пройденных стран и никого не заставила принимать православную веру. И это не потому, что верования бывшие в тех странах мы считали христианскими. Нет, было известно, что они еретические, более того: было еще свежо в памяти насильственное обращение в католицизм и унию многих в западной России. Однако православные не отвечают «злом за зло», ибо несут Благо. А Благо по природе своей не может насаждаться насильно. Ибо Бог, который Благ, предоставил выбор и Адаму, и всякому человеку.
Благая православная вера – не набор моралей, а внутренняя жизнь человека, выходящая и вовне, в поступках, сросшаяся с его дыханием.
Такое насилием не создается, и потому насильное насаждение веры может произвести лишь толпы лицемеров, удерживаемых не верой и совестью, а только военно-полицейской силой, и какими-то житейскими интересами. Православным это лицемерие не нужно: мы проповедуем для того, чтобы люди истинно и деятельно спасались во Христе, а не для показушной отчетности и симулянтских «выстаиваний служб».
Так кто же призывает к войне? От чьих призывов к войне вынуждены мы оправдываться?
Сказано: «будут войны и военные слухи». Сказано так, потому что военные слухи иногда страшнее войны. Военные слухи производят политиканы, затрагивая в том числе и религиозные вопросы.
Одни пытаются едва ли не все войны расценить как «религиозные», хотя они начинались совсем по другим причинам, и на этом основании обвинить всех считающих Истину единственной в «разжигании войны», и потому требуют «единения религий». Формы, в которых это делается – вопрос привычек и вкусов. Если какое племя Мумбу-Юмбу примет Православную веру, у них будут все же свои распевы, свои богослужебные одежды, свои тамтамы, но все эти «народные традиции» будут, как и язык, использованы для возвещения уже православной веры, а не прежней языческой, и потому мы будем молиться вместе с ними, в одном ли, не в одном ли храме – не важно, а важно – что действительно одному Богу, об одном и том же. А вот с униатами, чье богослужение от нашего отличается несколькими фразами, с красной патриархией, которая отличается внешне богослужебно лишь несколькими словами мы вместе не молимся, ибо они ложно представляют Бога, и во многом о другом к Нему пытаются обращаться, а никак не из-за того, что они между собой не могут храмы поделить. Потому, если Ваши чувства «оскорбляет», что мы одному Богу можем совместно православно молиться в разной традиции, то это чувство Ваше греховно, а то, что об «оскорблении» Вы вопиете – паче грех, ибо «оскорбления» мы должны претерпевать. Это представители религий, построенных на гордости своей религиозностью, тяжутся об «оскорблении чувств». Христос в свое время и Апостолы, серьезно «оскорбляли» чувства разных «верующих», но некоторым эта малая скорбь была на пользу.
С другой стороны, с некоторыми «верующими» русской традиции не можем молиться, по сути самого дела, а не из-за «чувств».
И такая мнимо-единая молитва для нас не то, чтобы «оскорбительна», а невозможна, мы скорбим о тех, кто в ней участвует, об их неведении, в котором может быть и наша вина.
Другие политиканы пытаются непременно провозгласить от имени православных необходимость войны со всем миром «погрязшим во грехах», ради утверждения православия всюду. Правда, обычно, они не относят к этому «погрязшему» миру исламские страны, и почти всю Азию, но это их давняя советская привычка или же предвкушение близ грядущей торговлишки Христом в этом направлении. Таких полно в патриархии – в «Радонеже», в «Союзе Православных братств», и еще много где. А в последние 2-3 года, такие начали появляться и у нас. Например, есть такой «спичрайтер» Егор Холмогоров.
Все это провокаторы, мнимо противоположные «экуменической» стороне, а на самом деле вместе с ней наклеивающие на православных, не разменивающих свою веру, ярлык «особо социально-опасных». Вот из-за них нам и приходится объяснять, почему нам не нужна религиозная война, и что эти люди нам чужды, и вопли их не отражают нашей веры. Но это почти бесполезно: вопли просты и их принимают, объяснения сложны и их не читают.
А кроме того – «военные слухи» сеющие страх и панику и рабство страху, и для того предназначенные.
Страх этот заставляет людей сплотиться вокруг государственных, окологосударственных и межгосударственных структур настолько, чтобы предоставить им абсолютную, никогда не виданную власть, никак и никогда не благословленную Богом (ибо она – не на добро), отдать этим структурам свою совесть, иметь волю этих структур вместо ума и сердца, поставить эти структуры для себя практически выше Бога и им реально только поклоняться и служить, как и сказано: «скажут «мир и безопасность», и тут постигнет их пагуба». И все это – ради призрака мира, благополучия, здоровья и тому подобного, о чем Вы только и предлагаете молиться. И, конечно же, виновными делаются «религиозные экстремисты», то есть те, кто не признает пользы других религий ни в какой форме, а значит и все истинно-православные христиане.
И что это, если война не рядом? Война приходит в столицы. В столицы приходит страх терроризма, и такого, на какой даже настоящие террористы реально не сильны. Да и как все время указывать идеологическим пальцем на терроризм, если его мало, он слаб и столиц не достигает? Сработали очень грубо, многие обстоятельства указывают на то, что тут не в «религиозных фанатиках» дело.
Но это и делалось не для умных, и не для верующих. Верующему война что: указания на то, чтобы успеть, не откладывать спасение свое на завтра. Так воспитать своих детей, чтобы при внезапной смерти, они бы удостоились Небесного Царствия. Ибо знают, что у Бога каждый их волос сосчитан, но опасаются за свое нерадение, и как бы чем не прогневили Бога. Впрочем, понимают, что жизнь и смерть наша – в Его воле.
А умные видят улики, которые показывают, кто у нас главный террорист. Здесь ничего нового нет: Ленин как начал с террора, говоря «большевики должны удержать власть», так это все и идет. А вот для запада это в какой-то мере новость.
Так, путем кровавых спектаклей и «дней всеобщего моления о мире», устраивается постепенно сплочение всех под единую волю близ грядущего Антихриста, который почтит все «традиции», которые лишь несколькими словами почтут его богом (прямо или косвенно), и в нем будут единяться меж собой, ради «мира, благополучия, здоровья, детей». Мы, православные, обладаем единственной истинной о Боге. Мы принимаем Христа в себя, а Он – нас в Себя. Мы не считаем возможным, чтобы эта истина была кому-то навязана и держалась на штыках. Но мы также не можем изъять эту истину из себя, изъять из себя Христа, и приравнять Истину ложным религиям, сказать, будто мы не уверены в том, что нам поведано Богом, и что опытно подтверждают нам наши сердца. Мы потому не можем сказать, что считаем возможными «другие варианты». Но этого нынешний мир не хочет слышать, озабоченный только «здоровьем, успехом, удовлетворением», и страхом военных слухов, которые парализует волю боящихся утратить это «здоровье, успех, удовольствие, благополучие», то есть эту земную жизнь. Это ум людей неверующих, несмотря на всю их «традицию» и даже религиозные чувства, которые непременно бывают оскорблены правдой Христовой.
Что нам остается? Говорить от лица к лицу. Говорить друзьям и недругам. Если Ваши друзья, услышав от Вас проповедь о Христе, спросят Вас, «почему Вы не говорили такого раньше», Вы отвечайте им смиренно, что раньше ошибались. Вы попросите у них прощения за прежние ошибки.
А если не ведаете, немощны проповедовать Христа – научитесь от молитв церковных, от канонов молебных, молитвенных правил. Непонятное спрашивайте у священников, ищите толковые книги, читайте Евангелие. Апостол. И молитесь – не краткой одной молитвой (как некоторые ложно советуют), и не бессмысленно, а с пониманием смысла говоримого. Оттуда немощь постепенно обратится в мощь, которую даст Господь по встречному рвению Вашему.
А если «нет пророка в отечестве своем» – так будете полезны другим.
Вот и все, матушка Т. Желаю напоследок Вам избавления от самолюбия, страстей и предвзятостей, дальнейшего научения и во Христе возрастания.
------------------------------------------------------------------------------------------
В целом же за выбором именно этого письма к публикации, видна рука Солдатова, редактора «Вертограда», который в своих электронных источниках уже призывал мусульман крепить религиозное единство меж собой. Если «Суздальские Епархиальные ведомости» стали филиалом «Вертограда» и портала «Credo.ru», то надо об этом честно объявить. Но вот какая нескладуха: «Вертоградъ» - самостоятельный независимый журнал, а «Суздальские Епархиальные ведомости» - не могут быть независимы, а должны быть церковными. Во что играете, господа хорошие? В прятки или в жмурки? Или все-таки в иудышков?
Статья в Суздальских Епархиальных Ведомостях:
прихожанка Свято-Ольгинского храма РПАЦ г. Железноводска Татьяна Терехова 24 января 2002